Сергей Алхутов (alchutoff) wrote,
Сергей Алхутов
alchutoff

Categories:

Это пост о политимическом бизнесе


Автомобиль не едет без бензина. Но это не означает, что цель автомобиля - заправка бензином. Точно так же бизнес не едет без денег, но это не означает, что цель бизнеса - добыча денег.

В любой дальней автомобильной поездке случаются заезды на заправку. Не следует отождествлять их со всей поездкой. Точно так же в любом бизнесе есть коммерческая часть, необходимая для добычи денег - но не следует отождествлять бизнес и коммерцию.

По странному стечению обстоятельств в Википедии про коммерцию сказано: в узком смысле - участие в продаже или содействие продаже, в широком смысле - предпринимательство. Это всё равно, что сказать: жопа в узком смысле - анус и ягодицы, жопа в широком смысле - всё тело. Простите, если обидел чью-то жопу.

Википедия просто констатировала широко распространённую подмену понятий, но подмена от этого не перестала быть подменой. Кстати, не следует отождествлять также бизнес и предпринимательство, тут тоже подмена понятий, но это не тема данного поста.

Геймеры со стажем согласятся: в большинстве игр игроку нужно собирать различные ресурсы. Во многих играх обращаются игровые деньги, но не любой ресурс можно купить за них. Не всякий игровой ресурс можно купить даже за неигровые, "внешние" деньги из вашего кошелька. Что-то можно только добыть или вырастить. Таков в большинстве игр, например, опыт.

То же самое касается бизнеса. Бизнес приобретает (производит, добывает и/или накапливает) разные ресурсы. Это может быть человеческий капитал, репутация, авторские права, это могут быть неотчуждаемые активы очень разного рода. Не всё можно продать или купить за деньги, не всё конвертируется во всё.

Давайте, чтобы застолбить эту модель, как-то её назовём. Например, политимической (от греческого τιμη - цена, возмездие, почёт). Согласно этой модели, бизнес не может функционировать с использованием одной и только одной ценности. Ресурсы необходимо должны быть разными. Репутацию нельзя купить, "намоленное место" нельзя купить, нельзя обменять "намоленное место" на репутацию, репутацию на клиентуру, клиентуру на команду, команду на удачливость владельца... и т.п. В конце концов, и душу можно обменять на всё перечисленное, совершив сделку только с одним хорошо известным вам персонажем - но что нам в том пользы, если мы приобретём все земные богатства, душу же потеряем? Хороший бизнес - это и душа тоже.

Возможно, широкое признание политимической модели бизнеса могло бы свести на нет нынешние уродливые попытки "купить клиента" или что угодно другое, что не конвертируется в деньги. Нельзя купить доверие - только его имитацию. Нельзя купить друга - только раба. И клиента купить нельзя - с клиентом можно только выстроить клиентские отношения, и для этого в хорошем бизнесе привлекаются едва ли не все не сводимые друг к другу ресурсы.

Разумеется, вести политимический бизнес трудно уже в силу того, что трудно держать в голове любую полицентрическую модель. Но кто сказал, что весь бизнес - от головы? Это та же ошибка, что и утверждать, что вся машина - от бензина.

Бензин - это хорошо. Но только тот, кто в идиотизме своём поверит, что главное в пище - калории, будет пить его вместо того, чтобы есть ананасы и жевать рябчиков.

Спасибо за попытку меня понять.
Tags: выдумал, накопал в окружающем или внутреннем мире
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments