Сергей Алхутов (alchutoff) wrote,
Сергей Алхутов
alchutoff

Пространно и зло - о рецензиях в книжных сообществах


Представьте себе, что вы пришли на рынок покупать вишню. Как вы будете её выбирать? Вероятно, пройдёте по рядам и попробуете у каждого торговца (для простоты предположим, что с санитарными условиями на рынке всё в порядке). И как бы торговцы ни кричали наперебой: "Вах, хороший вишня, возьми две, да?" - вы возьмёте ту, что вам больше всего понравилась.

Теперь представьте другую ситуацию: вы пришли покупать вишню в супермаркет. Как вы будете её выбирать? Да фиг его знает. Она вся запакована в пластик. Может, там, под пластиком, хорошая вишня, а может, говно несладкое. Остаётся довериться знакомому бренду (т.е. прошлому опыту) и, неявно, тому, что этот бренд ещё не подделали. А ведь подделывают, и очень быстро!

Что ж, представьте себе ситуацию с обратной стороны. Вы пришли на рынок продавать вишню. Вы стоите в ряду, мимо ходит покупатель и пробует вишню у вас и ваших соседей. Вы кричите: "Вах, хороший вишня, возьми две, да?". Но это правила игры - и среди играющих по ним покупатель выберет того, чья вишня ему понравилась больше всего. Значит, вам выгодно продавать хорошую вишню.

А вот вторая ситуация с обратной стороны. Вы работаете в супермаркете и торгуете вишней. К вам пришёл покупатель. Дать ему попробовать вишню вам не позволяют правила. И в каком-то смысле вы в выигрышной ситуации: вы знаете о вашей вишне в любом случае больше, чем покупатель. Если она говно, вы знаете, что она говно, а если она хорошая, вы знаете, что она хорошая.

Второй абзац о том же - потому что ситуация сложнее трёх предыдущих. В отличие от вас, покупатель не знает, говно у вас или хорошая вишня. Поэтому он склонен предполагать, что перед ним нечто, в общем случае, среднее. А значит, он готов заплатить среднюю цену за ваш товар.

И вы, зная это, хорошо понимаете: вам куда выгоднее подсунуть покупателю говно, чем хорошую вишню. Более того, вы даже в более выгодной ситуации, чем рыночный торговец: он продаёт хорошую вишню по хорошей цене, а вы говно по средней цене.

Но ваши проблемы начнутся чуть позже. После двух-трёх обломов покупатель перестанет к вам ходить. Он выберет того, у кого хороший товар по средней цене попадается хотя бы через раз.

Так, весьма упрощённо, я описал так называемый "рынок с несимметричной информацией", описанный Джорджем Акерлофом в статье "«Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм". За эту статью Акерлофу в 2001 году дали Нобелевку по экономике.

Теперь представьте себе те же ситуации, но с другим товаром - с художественной литературой. Вы, например, стоите на рынке и кричите: "Вах, хороший книга, возьми две, да?!"

Смешно, правда? А знаете, почему смешно? Потому что книга - не вишня! Потому что получить полную информацию о книге покупатель может только тогда, когда прочтёт эту книгу. Никогда не достаточно её просто "попробовать".

Именно об этом писал Лев Толстой в письме к Н.Н. Страхову об "Анне Карениной":

«Если же бы я хотел сказать словами все то, что имел в виду выразить романом, то я должен бы был написать роман тот самый, который я написал, сначала… И если критики теперь уже понимают и в фельетоне могут выразить то, что я хочу сказать, то я их поздравляю и смело могу уверить qu'ils en savent plus long que mol».

Вторая фишка заключается в том, что книга, в отличие от вишни - всегда штучный товар. Попробовав одну вишню, можно брать десять килограмм вишни того же сорта у того же продавца, будучи уверенным в качестве. Прочтя одну книгу, нельзя брать десять килограмм книг "того же сорта у того же продавца".

Рынок художественной литературы - это всегда рынок с несимметричной информацией, как бы продавец ни пытался сделать её доступной покупателю. Информация о товаре у покупателя возникает исключительно в процессе его потребления.

Кроме того, потребитель книг - человек, в общем, неглупый. И этот потребитель хорошо понимает, что находится на рынке с несимметричной информацией. А значит, интуитивно чует, что продавцу всегда выгодно впарить ему "несладкое говно по средней цене".

Возможно, именно поэтому информация о книгах в книжных ЖЖ-сообществах так часто принимается людьми в штыки. И чем больше информации "о" книге выкладывается в сообщество, тем больше в штыки она воспринимается. И любая достаточно объёмная информация из любого источника склонна восприниматься как агрессивная реклама.

Я не знаю выхода из этого тупика.

Однако я склонен полагать, что в ближайшее время всё-таки отпишусь от книжных комьюнити.

upd0: ребята, кто читает по английски - наслаждайтесь и писайте кипятком. Статья САМОГО Акерлофа с сайта оксфордского университета. Аутентичный английский. http://www.econ.ox.ac.uk/members/christopher.bowdler/akerlof.pdf

(upd: я поищу в ЖЖ материалы по рынкам с асимметричной информацией и буду постепенно выкладывать ссылки в этом апдейте)
http://recoder.livejournal.com/194084.html
http://xp-cmdshell.livejournal.com/90269.html
http://dr-klm.livejournal.com/5248.html
Tags: выдумал, выдумал и проверил, накопал в окружающем или внутреннем мире
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments